"Что не приносит денег, не должно иметь места"
16 июня 2005 года
В храм Богоявления пройти можно лишь задворками - с улицы Островского либо нырнув в щель между забором и углом "дома с колоннами" на Баумана. Прихожане дорогу знают, а вот гости столицы и те, кто в церковь ходит нечасто, но, увидев открытые приветливо ворота, непременно завернут и свечу поставят, не догадаются, как можно туда попасть.
Вскоре после вступления Эрнста Мавлютова в должность главного архитектора Казани я задавала ему вопрос, почему он позволил новоделом закрыть вид на старинный, имеющий архитектурную ценность храм. Помнится, он тогда удивился - неужто закрыли? - и обещал съездить, посмотреть, разобраться. Тогда стройка только разворачивалась. Теперь идет к концу. Признаков вмешательства в процесс со стороны главного архитектора не наблюдается.
Обидно? "Ничуть", - услышала я вчера в храме Богоявления от прихожан, старосты и местного "божьего человека" - нищенки, собирающей подаяния у входа. Осудить и возмутиться истинно верующим людям и в голову не приходит. Потому что к храму они идут иным путем.
- Расстраиваться не в правилах православного человека. Только принося действительно серьезные жертвы, православный человек может надеяться на спасение, - говорит староста храма Евгений Соколов. - Церковь находится в том же положении, что и все православные. Прежде, когда наш храм строился, и даже при советской власти, общество имело какие-то идеологические стимулы, а теперь - лишь материальные, оно устремлено к накоплению денег. В нашем государстве сейчас бог - это деньги, поэтому в нем понятие о добре и зле таково: все, что ведет к деньгам, хорошо и нравственно, все, что не ведет - глупо и ретроградно. Отсюда и отношение к церковному зданию: что не приносит денег, не должно иметь места для существования. Так что разрушение храма - только вопрос времени.
Без воли Господа ничего не делается, напомнил мне Соколов. А согласно канонической точке зрения, в земной жизни в принципе не должно быть ничего хорошего. Мол, для истинно верующего человека, который печется не о приобретении материальных ценностей и телесном комфорте, а о спасении души, естественно не только смиренно принимать все испытания, но и радоваться им.
- Грех нам жаловаться, - подытожил он. - Нас (храм) притесняют. Но что, меньше притесняют какого-нибудь рабочего, учителя, пенсионера? Ничего подобного - наших стариков лишили достойных пенсий, из квартир начали выселять, им есть нечего и при нынешней плате за проезд не по карману до церкви доехать, чтобы помолиться.
Но потом все-таки добавил, что есть еще в России города, где умеют строить так, чтобы не задевать ничьи чувства. Питер, например. Только, мол, это - уже из разряда уникальных явлений.
Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"